Венгерская вышивка: цветочная гладь калочаи

Всего 2 177 просмотр(ов)
Поделиться:  

Венгерская вышивка: цветочная гладь калочаиАвтор: Людмила ЗАЦЕЛЯПИНА

Путешествуя этой весной по Восточной Европе, больше двух недель я провела в Венгрии. Наверное, каждый ассоциирует эту страну с Дунаем и величественным зданием Парламента, вкуснейшим гуляшом с ароматной паприкой и лучшим вином, выращенным у берегов озера Балатон. С таким же набором характеристик ехала и я. Но я и не думала, что открою для себя новую сторону Венгрии, которая станет для меня не просто олицетворением, а воплощением всей национальной культуры. Этой стороной стала традиционная Венгерская вышивка.

Я отношусь к тому типу путешественников, которые предпочитают покупать всевозможные сувениры в первый же день поездки, чтобы спокойно провести все время отдыха и не держать в голове информацию о том, кому и что я обещала привезти. Так вот, зайдя в самую обычную лавку сувениров, мое внимание сразу приковала расшитая столовая скатерть. Пестрота красок, их идеальное сочетание не могли оставить меня равнодушной. Проведя около часа, пытаясь выбрать, что же именно мне купить: скатерть, столовую салфетку на обеденный стол, милые миниатюрные подставки под посуду, а может быть вон ту жилетку, мои действия оказались весьма прогнозируемыми – я купила все, что мне понравилось.

vengherskaia (39)Придя домой, я стала рыскать по просторам интернета в поисках информации об истоках зарождения и развития национальной венгерской вышивки. Мои поиски привели меня в город Калоча. Отсюда и название техники национальной венгерской вышивки – «цветочная гладь калочаи». На следующий день, сев рано утром на поезд, я отправилась к истокам красочно-расшитого волшебства. Если верить истории, то именно этот город стал отправной точкой зарождения венгерского государства. Небольшой город, расположившийся на левом берегу Дуная, считают историческим центром культуры и традиций современной Венгрии.

Краткий экскурс в историю

Начиная с 50-х готов XIX века Европу, в том числе и Венгрию, захлестнула волна декоративной белой вышивки, главным элементом которой являлась прорезная гладь, так называемая вышивка "ришелье". Такую технику рукоделия использовали для декорирования белья (постельного или/и столового) знатные особы, что дало этой вышивке второе название – «господское шитье». Каждая знатная или просто зажиточная семья Европы, с целью подчеркнуть свой социальный статус, стремилась обзавестись расшитыми таким образов салфетками, простынями, скатертями.

vengherskaia (34)В Венгрии город Калоча (Kalocsa) стал центром становления и развития техники шитья цветочной гладью, которая явилась по сути одним из ответвлений местного национального декора – цветной росписи стен с использованием красок на молочной основе. Такой стиль вышивки был популярен в окрестностях города Калоча – в деревнях Szakmar, Homokmegye, Oregcserto – вплоть до 1860 года. Именно в этот год состоялось открытие фабрики, на которой занимались производством резиновых штампов и печатей для переноса узора на ткань. Это производство послужило толчком для следующего этапа развития и становления традиционной венгерской вышивки.

vengherskaia (4)Местные рукодельницы и мастерицы стали сами создавать резиновые шаблоны для печати рисунка на ткани. В качестве основы использовали только высококачественные материалы: хлопок или лен. Прошло еще 30 лет, прежде чем технику вышивки ришелье стали разбавлять добавлением плоских швов, которые были основой в вышивке «калочаи». Вместе с тем стали вносить разнообразие и в цветовую гамму расшитых картин, используя нитки не только белого, но и черного, красного, зеленого, синего (а позже желтого и розового) цветов. Но здесь мастера текстильного дела столкнулись с одним существенным недостатком. Нити красились кустарным методом с применением натуральных красителей, которые были крайне неустойчивы и подвергались быстрому выгоранию и выцветанию. Поэтому вышивка быстро теряла «товарный» вид и становилась очень невзрачной и блеклой. Эта проблема оставалась неразрешенной последующие 20 лет. В 1912 году здесь открывается фабрика Nagyatad, призванная снабжать мастериц пряжей стойких цветов разнообразной палитры.

Именно с этого года и появилась традиционная венгерская вышивка в том виде, в котором она предстает перед нами, и по сей день. Используемая разноцветная пряжа стала получать свои собственные названия. Например, можно встретить «гусиную зелень» или «желтую зависть», «пламя» или «вино». На сегодняшний день каждая композиция цветочной глади «калочаи» начиная от тюльпанов и заканчивая паприкой, создается с применением 27 чистых и насыщенных тонов.

vengherskaia (46)

Тайна цвета и сюжета

vengherskaiaПосле более детального и тщательного изучения разнообразных работ, я пришла к выводу, который был подкреплен исторической справкой. В любой вышивке обязательно присутствует хотя бы одна из шести пар цветовых сочетаний: сиреневый и темно-сиреневый; синий и голубой; зеленый и темно-зеленый; апельсиновый и лимонный; розовый и ярко-разовый; фиолетовый и красный. Такое сочетание цветов, как вы, наверное, уже догадались, дополняет и оттеняет друг друга, что смотрится очень гармонично в любой работе.

Поездка в провинцию города Калоча, поведала мне о том, что каждый используемый в вышивке цвет не случаен и непременно является символом чего-то. Олицетворением лета, жизни и радости служит красный цвет, желтым вышивальщицы передают свет солнца или разлуку; надежду и пробуждение природы, то есть, весну характеризуют оттенки зеленого цвета.

vengherskaia (16)

Интересно изменение ассоциаций с некоторыми цветами. Так, фиолетовый цвет изначально применяли, как лицо тоски, но со временем он утратил этот символ и стал просто дополнением красного. А белый цвет достаточно длительное время олицетворял траур, но любовь французов к новшествам и придумываю новых тенденций моды, поменяли привычный порядок вещей. По мнению многих это нововведение дел рук королевы Екатерины Медичи, правившей в 16 веке. Именно с этого времени белый цвет стал символом невинности и чистоты, которые были присущи всем невестам.

vengherskaia (17)Некоторые сочетания цветов в венгерской вышивке тоже являются довольно символичными. Цветовая гамма сине-зелено-фиолетовых цветов стала олицетворением траура и печали. А темные цвета (например, черный) все чаще встречаются в гардеробе пожилых людей. Одна из вышивальщиц, с которой я общалась, шутила: «если нарядить девушек и женщин таким образом, чтобы их возрасту соответствовала цветовая палитра наряда, и выстроить их в ряд по угасанию яркости цвета, то можно увидеть процесс старения».

На вопрос о возникновении идеи сюжета для вышивания каждая мастерица отвечает одно и то же: «Природа». Важно отметить, что ни один рисунок никогда не повторяется в точности. Однажды созданная композиция может использоваться долгое время, многократно, на разных поверхностях, но она всегда будет отличаться какой-то деталью от исходного эскиза, потому что каждая рукодельница стремиться отразить в вышивке свой подчерк и свои пристрастия к цветовой гамме. Но, так или иначе, есть то, что объединяет все вышивки – единый, узнаваемый во всем мире «калочайский» стиль. Все многообразие вышивок создается двумя техниками – вышивка гладью без прорезей/с прорезной гладью (ришелье) или игольчатое кружево на мозаичной сетке, которая, кстати говоря, так же называется «венгерская инкрустация».

vengherskaia (33)

Традиционной национальной венгерской вышивкой декорируют постельное и столовое белье, элементы мужской и женской одежды. В первом случае рисунок располагают на ткани кругом (венком) или друг за другом, если композиций узоров несколько. Что касается одежды, то элементы – манжеты, воротники – полностью покрываются вышивкой. А самой известным венгерским мастером вышивки из Калоча, которая обучила основам мастерства не одно поколение вышивальщиц, считается Ковач Кирали Илис (Kovacs Kiraly Ilus). Абсолютно каждый человек, который, так или иначе, причастен к текстильному искусству Венгрии, обязательно упоминал о ней в своем рассказе.


Linda Colsh (Линда Колш): Текстильное повествование
Art-ДизайнLinda Colsh (Линда Колш): Текстильное повествование

Автор: Людмила ЗАЦЕЛЯПИНА Linda Colsh (Линда Колш), цветовая гамма ее работ успокаивает, но образы волнуют. Все полотна ограничиваются черной, белой, серой и коричневой палитрой. Силуэты […]

Читать дальше
Вышитые цветы и насекомые от Коринн Янг (Corinne Young)
Art-ДизайнВышитые цветы и насекомые от Коринн Янг (Corinne Young)

Перевод: Людмила ЗАЦЕЛЯПИНА Коринн Янг (Corinne Young) художник по текстилю родом из Восточного Йоркшира, Великобритания. В возрасте 9-10 лет она любила проводить время за шитьем […]

Читать дальше
Вышитые иллюстрации Нике Шредер (Nike Schroeder)
Art-ДизайнВышитые иллюстрации Нике Шредер (Nike Schroeder)

Современная иллюстрация с помощью простых ниток и традиционного вида рукоделия – вышивки от художника по текстилю Нике Шредер (Nike Schroeder). Ее работы напоминают рисунки на […]

Читать дальше
Загадочные образы будущего от Светы Самсон (Sweet Samson)
Art-ДизайнЗагадочные образы будущего от Светы Самсон (Sweet Samson)

Автор: Мари СТРАТАН Sweet Samson (Света Самсон) Магистр в области современного искусства, выпускница Калифорнийского колледжа Искусства и Дизайна ОТИС и Лондонского Сант Мартинс перевернула представление […]

Читать дальше

Поделиться:  
  • Комментарии
  • Отклики
  • About post

Вы должны войти для комментирования. - Войти

размещено 02.05.2015
в Art-Дизайн
помечено
2007-2015 © Broidery.Ru
TopBusiness theme by PandaThemes

Подписаться на новости сайта!

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку и будьте в курсе всех новостей сайта.