Под знаком качества

Филейное кружево. Технология изготовления Часть 2.7

Филейное кружево. Технология вышивания кружевГлавы из книги: «Кружево.  Технология ручного и машинного изготовления» Ф.Шенер
Описанные ранее виды кружева изготовляются каждое по своей, более или менее однородной технологии, лишь с незначительным и не всегда обязательным привлечением других технологических способов., как это возможно у «солнечного» кружева и кружева макраме. Приступив к рассмотрению филейного кружева, мы впервые встречаемся с сочетанием двух технологий, т.е. комбинированием.

В этой статье идет речь о изготовлении филейного кружева ручными способами. Если же вы хотите научиться создавать дизайны кружева для вышивального оборудования, запишитесь на курсы.

[bbutton url=»mailto:info@broidery.ru» tagline=»Создаем кружево Фриволите» bg=»309bc9″ style=»1″] Записаться на курсы Wilcom [/bbutton]

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ КОМБИНИРОВАННОГО КРУЖЕВА
Из практики ручной выработки кружев известно, что различные технологии можно комбинировать. Делают это, чтобы ускорить работу, а чаще из эстетических соображений. Мы уже говорили об использовании элементов шитья при плетении кружева на коклюшках или при изготовлении кружева фриволите. Но при этом получают не новый вид кружева, а вариант основной технологии. Настоящим комбинированным кружевом можно назвать лишь тот его вид, где применение двух различных технологий – обязательное условие его получения.

ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Филейное кружево получают путем плетения сетки и шитья, причем оба этих процесса выполняются раздельно и в разное время. Сначала плетут сетку,а потом некоторые ее ячейки заполняют посредством шитья иглой.

Возникновение сетеплетения относится к периоду неолита. Почти все первобытные народы были знакомы с прозаической рыболовной сетью, а также с сетчатыми сумками и тому подобными бытовыми предметами. Позднее их старались сделать покрасивее. Филейное кружево имеет тот же «возраст», что и шитье иглой, и плетение на коклюшках, а его расцвет относится к эпохе Возрождения.

Плетение сетки выполняется с помощью специальной иглы и стержня. В процессе плетения возникают ряды четырехугольных ячеек. При стягивании нитей образуются ткацкие узлы. Нередко можно слышать, как способы заполнения ячеек по технологии филейного кружева называют вышиванием. Это совершенно неправильно. Сетка — не грунт для вышивания, а ее заполнение – это шитье иглой. Положим, вышивать можно и по разреженному грунту, но в этом случае ячейки должны быть намного меньше. Ячейки филейной сетки гораздо крупнее тюлевых, игла здесь не совершает прокола, а по технологии плетения обводится вокруг брид основы. Эта основа –сетка – является составной частью орнамента кружева, а не только опорой этого орнамента.

При технологии как шитья, так и вышивания одна непрерывная нить перерабатывается с помощью иглы – это обстоятельство не позволяет провести четкую границу между обоими технологическими способами. Они действительно находятся в тесном родстве, и вышивание, как известно, послужило основной для возникновения шитья иглой как способа получения кружева. Кроме того, стежки, применяемые для обработки филейной сетки, очень многообразны и их наименования могут частично совпадать с названием вышивальных стежков,но их технология, как уже говорилось, отличается от вышивальной.

РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И СЫРЬЕ
Для получения сетки, или филирования, пользуются специальным плетельным челноком, пяльцами и стержнем. Плетельный челнок – это металлическая палочка, оба конца которой имеют форму петельки
Рис 2.187
Филейное кружево. Инструменты
Конец нити пропускают в отверстие челнока, завязывают узлом и обматывают вокруг петельки. С помощью этого инструмента, объединяющего в себе иглу и шпульку, удобно продевать нить через ячеи сетки.

Для закрепления вырабатываемого изделия используют пяльца с винтами, которыми пяльцы крепятся за край стола. В этот держатель вводят вспомогательную нить в виде завязанной узлом петли, которая служит опорой для первого ряда сетчатых ячеек.

Плоский или закругленный стержень (на рис. 2.187 он имеет форму карандаша) служит для выработки сетчатых ячеек одно размера. Иногда эти ячейки называют петлями, хотя таковыми они не являются. Чтобы получить очень тонкий сетчатый грунт, берут вязальную спицу. При более грубой сетке удобнее плоский стержень: с его помощью ряды узлов по верхнему краю получаются более ровными и менее соскальзывают, благодаря чему и ячейки выходят более равномерными.

Чтобы начать заполнение, сету необходимо натянуть на пяльцы. Для этой цели больше всего подходят переставные по ширине рамки-пяльцы из легкого металла. Их легко установить соответственно размеру сетки. К узким или отклоняющимся от прямоугольной формы сетка пришивают для их натяжения кусочек ткани. Филейные салфетки и т.п. изделия круглой формы требуют и круглых пялец, причем между рамкой пялец и кромочными ячейками пропускают дополнительную нитку. Заполнение сетки производится с помощью тупой вышивальной иглы.

Сетку получаются из не слишком сильно крученной швейной нити, чаще всего льняной, реже – хлопчатобумажной, из натурального или искусственного шелка. Нить должна быть не жесткой и гибкой. Ту же нить больше частью (но не всегда) используют и для заполнения грунта. Во всяком случае, нить для заполнения не должна быть тоньше грунтовой. Для специальных эффектов берут нити из различных видов сырья, различного цвета и толщины. Подчас используют также матово-блестящие, ворсисто-гладкие и т.п. контрасты. Само собой разумеется, что толщина нити для выработки сетки должна соответствовать размеру ячеек.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕТКИ
Эту работу можно выполнить несколькими ручными способами и одним машинным. Соответственно этому различают квадратное филе, филе «дорожкой», атласное, круглое, рисунчатое и филе машинной выработки.

Опишем сначала общие моменты присущие всем вариантам ручного вязания сеток. Ячейки сеток возникают вследствие того, что подаваемая сверху нить обводится вокруг стержня, пропускается через соседнюю верхнюю, ранее образованную, петлю и завязывается узлом.  Узел получается при обводе одной и той же нити вокруг самой себя. Прямоугольные, обычно даже квадратные ячейки возникают из двух расположенных друг над ругом и продетых друг в друга петель. Таким образом для одного ряда ячеек требуется два ряда петель.

Так как сетку вяжут всегда слева направо, вырабатываемое изделие после завершения каждого ряда приходится поворачивать, вынимая при этом стержень. Для начала следующего ряда его прикладывают к низу предыдущего , чтобы снова обвести вокруг него нить.

Положение рук показано на рис 2.187. Стержень держат большим и указательным пальцами левой руки, остальными же пальцами натягивают нить с силой, требуемой для создания необходимого натяжения. Правой рукой ведут челнок, таким образом также сообщая нити натяжение.

Филейное кружево. Инструменты

Каждая отдельная петля получается с помощью четырех приемов. Схематически без показа положения пальцев они изображены на рис 2.188. Рис. 2.188а показывает, как исходящая из последней образованной петли нить сначала свободно опускается за стержнем вниз, а оттуда перед стержнем вверх, из этого положения влево и вправо, образуя петлю, затем снова за стержнем вниз. Обводимая вокруг стержня нить ложится вокруг среднего и безымянного пальцев левой руки и вытягивается ими. Расположенная сверху петля прижимается к стержню большим пальцем.

Рис. 2.188

Филейное кружево. Техника плетения

Второй прием (рис 2.188 б) состоит в том, что челнок проводят снизу через натянутую двумя пальцами петлю за стержнем, а затем пропускают его через находящуюся выше ячейку предыдущего ряда. При этом под стержнем возникает новая петля, которую захватывают и натягивают мизинцем.

При третьем приеме  (рис 2.188 в) челнок отводят под стержнем вниз, отчего верхняя, ранее образованная ячейка ложится на стержень. При этом большой палец высвобождает удерживаемую им петлю, и она ложится вокруг затянутого конца петли. Положение пальцев при этом приеме видно на рис. 2.187.

Теперь происходит затягивание нити (рис. 2,188 г). Для этого нить натягивают правой рукой, а левая рука поочередно высвобождает петли: сначала удерживаемую средним пальцем, а затем мизинцем.

Как было сказано в предыдущем разделе, первый ряд сетки вырабатывается с помощью начальной, или вспомогательной нити. В зависимости от конфигурации сетки приходится проводить прибавку и сбавку вырабатываемых петель. На протяжении работы, по мере расходования всей нити, намотанной на челнок, приходится вводить новую нить. Ее подвязывают ткацким узлом  к последнему выработанному узлу сетки.

Перейдем теперь к описанию различных видов сетки.

Квадратное филе:
Отдельные ячейки этой сетки имеют квадратную форму. Из-за того, что в процессе выработки сетка располагается углом вниз, она несколько  вытягивается. на рис 2,189 видно, что за вспомогательную петлю крепятся сначала две петли с помощью трех узлов. В каждом последующем ряду прибавляют по две петли, для чего после каждого поворота в последнюю петлю вырабатывают два узла. Последняя прибавляемая петля бывает короче предыдущих.  (рис 2,189 в)

Рис. 2.189

Филейное кружево. Плетение филейной сетки

Достигнув нужной ширины петель, все последующие ряды вырабатывают уже со сбавкой. Для этого две последние петли каждого ряда, по две петли, для чего после каждого поворота в последнюю петлю вырабатывают два узла. Последняя прибавляемая петля бывает короче предыдущих (рис 2,189 в)

Достигнув нужной ширины петель, все последующие ряды вырабатывают уже со сбавкой. Для этого две последние петли каждого ряда соединяют только одним узлом. Две последние петли сетки соединяют узлом без помощи стержня (позиция А рис 2,190). У вспомогательной петли в начале плетения развязывают верхний узел, нить стягивают и закрепляют. Как видно из рисунка, по краям законченной квадратной сетки скапливаются петли-наброски неправильной формы. Их можно позже срезать, а край обработать петельным стежком.

Рис. 2.190-2,191
Филейное кружево. лейная сетка

Но если хотят использовать эти кромочные петли как украшение, например на декоративных салфетках, то квадратная сетка будет состоять из двух частей. Вспомогательна нить в виде широкой дуги служит для заработки первого ряда, которые соответствует середине сетки.  Этот ряд состоит из максимального количества петель. Во всех последующих рядах последнюю петлю не закрепляют, отчего происходит сбавка петель, как видно на рис 2,191. Дойдя до угла, вспомогательную нить удаляют и подтягивают узлы первого ряда. Полученный треугольник поворачивают, закрепляют его последнюю петлю в пяльцах и к последнему петельному ряду привязывают еще такой же треугольник. Вместе два треугольника дают сетку квадратной формы.

Филе «дорожкой»:
Модификацией квадратного филе является сетка, у которой в результате чередования больших и малых ячеек получается структура, где между квадратными ячейками различного размера возникают прямоугольные петли. последние образуют дорожки. Дважды обведя нить вокруг стержня, получают вдвое увеличенные петли. После вынимания стержня дополнительное количество нити позволяет получить петлю увеличенного размера.

При следующем выкладывании стержня следует там, где будут образованы маленькие петли завязывать узлы на некотором отдалении от стержня, вернее над ним. Чередование больших и малых петель позволяет получить сетки различной структуры.

Атласное филе:
Атласное филе также имеет петли квадратной формы, но вырабатывается оно по технологии, отличной от технологии обычного квадратного филе. На особенно большую дужку вспомогательной петли накидывают столько набросков, сколько петель помещается по ширине сетки (рис. 2,192). при этом сбавки и прибавки в последующих рядах отсутствуют. Закончив выработку сетки, вспомогательную петлю удаляют, а начальные узлы подтягивают.

Рис. 2,192
Атласное филе. Атласное филе

Чтобы избежать обычного в этих случаях увеличения длины нити в петлях первого ряда, для его получения используют более тонкий стержень. Если заданная ширина готовой сетки превышает ширину, равную максимально возможному количеству начальных петель, то применяют особый способ заработки. Через вспомогательную  петлю делают только один накид и после каждого переворачивания сетки образуют только одну петлю. Получив заработку нужной ширины, вспомогательную петлю распускают и через продольный ряд заработки пропускают вспомогательную нить. Эта нить берет на себя роль вспомогательной петли. На расположенной в поперечном направлении заработке вырабатывают следующий петельный ряд. Скопление петель по кромках атласного филе отсутствует.

Филе круглой формы изображенное на рис 2,193 отличается от прочих видов филе технологией выработки, а часто и своим назначением. Так как его вырабатывают по кругу, стержень после получения нескольких петель еще до завершения ряда вынимают и обводят нить вокруг него заново, иначе полученные ранее петли вышли бы слишком вытянутыми. Только последнюю петлю каждого ряда оставляют на стержне. Начальный ряд очень плотный, каждый последующий – более рыхлый. Поэтому сетка приобретает характерную звездообразную форму.

Рис. 2,193
Филейное кружево. Круглое филе (звездочка)

Первый (центральный) кружок, более или менее стянутый и закрепленный узлами, образует сердцевину большего или меньшего диаметра. При выработке начального кружка важно оставить свободно свисающий конец нити длиной, равной радиусу изготовляемой сетки. Этот конец служит соединительной нитью при переходе от одного круга к другому.

Рисунчатое филе:
Рисунчатое филе в специальной литературе именуют филировальным рисунком.  В отличии от квадратного филе атласное и круглое филе не обязательно заполнять вышивкой, так как декоративный эффект здесь можно получить посредством особых способов выработки. Наиболее известные четыре таких способа:

1) с помощью более толстого, чем обычно, стержня в отдельные ряды вырабатывают удлиненные петли, которые несколько раз перекручивают вязальной спицей (рис. 2,194). Получаются утолщенные вертикальные бриды, которые, как обычно, закрепляются узлами при выработке следующего ряда;

Рис. 2,194

2) в отдельные петли ввязывают, как бахрому, несколько петель-пучочков, которые в следующем ряду закрепляют узлом (рис 2,195)
Рис. 2,195

3) две петли стягивают в одну двумя узлами, отчего получаются узкие висюльки. В следующем ряду их закрепляют, как обычно. Этот способ и полученная таким образом структура сетки показаны на рис. 2,196.

Рис. 2,196

4) петли перекрещивают, как показано на рис. 2,197. У такой сетки (ее называют «филе розочкой») один ряд вырабатывают с помощью более тонкого, а другой – более толстого стержня. У более широкого ряда первую петлю пропускают через вторую, а вторую через первую. Затем закрепляют узлом сначала первую, а потом и вторую петлю. Постоянным чередованием двух рядов получают сетку, совсем не похожую на прочие виды филейной сетки.

Рис. 2,197

Подобные сетки из-за своей недостаточной декоративности на самое последней ступени кружев. Но рисунчатое филе может быть очень декоративным. Различная плотность его лучиков, своеобразие эффекта в центре (который можно еще усилить, оставив центр свободным и затем заполнив его посредством шитья, обратной оплетки с узлом в середине или паутинкой с помощью штопальных стежков) придают завершенность полученной сетке, которая вполне заслуживает названия кружевного изделия

ФИЛЕ МАШИННОЙ ВЫРАБОТКИ
Вырабатывать филейную сетку на машинах начали не позднее конца 19 — начала 20в. Новые тогда машины производили сетки для филе и так называемые гипюровые сетки, которые тоже предназначались для выработки кружева. Машины вызвали величайшее облегчение и удешевление кружевного производства. Соответственно рабочей ширине машин получали кружева шириной в несколько метров, например  4.1м.

Машина по конструкции и функционированию отдаленно напоминающая многочелночную, работает по двухниточной системе, т.е. узел на ней получается при соединении двух нитей, а не одной., как при ручном плетении. Высокая производительность машины при выработке сетки обусловлена большим количеством рабочих органов. На машине шириной 3м их число равно 500, а расстояние между ними всего 6мм. Верхние нити подаются со шпулярника, расположенного над машиной. Эти нити проходят через нитенаправляющий валик, а затем идут вертикально, как основа на ткацких станках. Нижние нити поступают с тоненьких шпулек, которые сидят в челноках. Последних (и нижних нитей) столько же, сколько верхних нитей.

Горизонтальный ряд челноков расположен на общей опорке, которая на ходу снабженной электроприводом машины совершает возвратно-поступательное движение взад и вперед. Движение челноков, а также ряда рычагов регулируется натяжением нитей в процессе их соединения.

Рабочие органы, оборудованные крючковыми иглами, захватывают нити и скрещивают их. После скрещивания верхней и нижней нитей верхние нити захватываются верхним гребнем, который при отходе назад раширяет возникшие петли и протаскивает их через челноки, а затем выпускает, отчего верхние нити попадают под нижние (рис. 2,198). При последующем подтягивании нитей на месте скрещивания возникают узлы. Последние образуются на нижней кромке горизонтального профильного бруса.

Рис. 2,198

Узлообразование происходит попеременно то на левой, то на правой захваченной верхним гребнем и натянутой верхней нити, благодаря чему возникает боковое соединение. Штифтовая гребенка, расположенная над профильным брусом, перед каждым узлообразованием сдвигает верхние нити то вправо то влево. Благодаря этим сдвигам верхних нитей, происходящих между штифтами гребенки, на левой и правой кромочных нитях, находящихся в мшине, завязывается только половинное количество узлов.

Машину можно установить на различное расстояние между узловыми рядами, но в процессе изготовления сетки это расстояние должно оставаться постоянным. Расстояние между рядами определяет размер ячеек. На машине, где вырабатываемая сетка оттягивается валиками с профильного бруса на товарный валик, ячейки приобретают свою обычную квадратную форму.

На рис. 2,199 показано узлообразование на сетеплетельной машине. В противоположность ручной выработке, где сетку после получения очередного ряда узлов переворачивают, отчего каждый ряд состоящий то из лицевых, то из изнаночных ячеек, имеет различный вид, сетка малинной работы отличается наличием лицевой и изнаночной сторон, внутренняя же структура каждой из сторон одинакова. По этому признаку машинную сетку легко отличить от сетки ручной работы. Если сравнить узел на рис 2,199 с узлом изображенным на рис. 2,137, мы убедимся, что машина образует рыбацкие узлы.

Рис. 2,199

Более подробное описание сетеплетельной машины не представляется необходимым, так как на ней вырабатывают не само кружево, а только основу для него. Выработанную на машине сетку промывают, освобождая от загрязнения, ширят и аппретируют. Обычно ее режут на куски, соответствующие размерам штучного кружева.

ЗАПОЛНЕНИЕ
Для заполнения сетки ее натягивают на пяльцы, стороны которых с помощью штифтов и высверленных отверстий можно переставлять по длине и ширине. Углы пялец должны быть прямыми, что обеспечивается с помощью специальных зажимов. Если сетка очень большая, то ее или натягивают на пяльцы поочередно участок за участком, или вообще обходятся без пялец, прикрепляя заполняемый участок к темному картону. Последний способ применим для заполнения очень маленьких салфеток или узкого отделочного кружева полоской.

Заполнение сетки часто именуют и вышиванием и штопкой. Первое название вообще неправильно, второе неточно. Заполняющие элементы внешне действительно похожи на вышивальные стежки, но технология их получения вручную совсем не соответствует технологии вышивания. При заполнении филейного кружева нить вплетают иглой между ячейками сетки, и эта работа гораздо ближе к шитью, чем к вышиванию. Ячейки сетки служат бридами, прием они являются здесь не вспомогательными, как при шитье иглой, элементами, а составной частью орнамента. И при других кружевных технологиях часто создают бридовую сетку с квадратными ячейками, например при одном из вариантов вязания крючком.

Основным видом стежка шитого кружева является петельный. На филейном кружеве он появляется лишь эпизодически, так как это кружево уже имеет прочную основу в виде сетки. Из-за того что вся технология шитья возникла из вышивания, оттуда заимствовали названия стежков. Штопальный стежок широко применяется при выработке филейного кружева, но как чисто декоративный элемент.

При заполнении сетчатого грунта нить вводят в структуру сетки самыми разнообразными способами: ее могут вплетать, ввязывать узлом, она может образовывать стежки и швы. Заполнения можно было бы подразделить на рыхлые и плотные , на ограничивающиеся размерами ячейки и выходящие за ее пределы.

Более существенны различия между заполнением посредством вплетения и посредством вышивания. Узлы при заполнении используются лишь как вспомогательный элемент  – для выработки новой рабочей нити в начале заполнения и в его конце (если непосредственный переход к следующему заполненному участку отсутствует).

Ниже мы опишем наиболее употребительные способы и рисунки при заполнении.

Заполнение рисунков выполняется длинной и тупой иглой, соответствующей своей толщине виду нити и размерам сетчатых ячеек. Одни рисунки лучше смотрятся, если они выполнены грубой нитью, другие наоборот, поэтому в процессе работы вполне возможна замена нити. Для большего эффекта иногда вырабатывается шнурок. При всех видах заполнения рисунчатая нить пускается попеременно над, то под поперечными нитями грунтовой сетки. Переход от одной формы рисунка к другой должен быть по возможности незаметным. Утолщений следует избегать. На всех рисунках намеренно обозначен только контур филейной сетки: это делает схему прокладывания рисунчатой сетки более заметной.

Рисунок полотняным швом:
Это наиболее распространенный рисунок для заполнения филейной сетки. В ее квадратные ячейки прокладывается одно и то же количество стежков по горизонтали и вертикали, как при полотняном переплетении, причем обязательно четное. Безразлично, начинать ли прокладывание нити с горизонтальных стежков или наоборот, следует лишь обратить внимание на то, что нить не должна проходить слишком часто вдоль края уже заполненных участков.

На рис. 2,200 а показано начало выработки нити в продольный ряд ячеек вертикальными стежками. На рис. 2,200 б изображено заполнение нескольких квадратов, на рис. 2,200 в – большой зоны из нескольких квадратных ячеек. Плотность рисунка полотняным швом может быть различна. Например, на рис. 2,200 в шов довольно рыхлый.

Рис. 2,200

По различным вариантам можно проводить и оплетку брид. Это хорошо видно из рисунка и детального разъяснения здесь не требуется. На рис. 2,200 б д, углы квадрата кажутся закругленными. Чтобы этого достичь, нить после заполнения проводят вокруг узлов квадратика еще раз.

Рисунок штопальным швом:
Плотные квадратики получают с помощью штопального шва. Он столь же распространен при заполнении, как и полотняный шов. Как видно из рис. 2,201, нить вплетают только в оном направлении, но очень плотно, чтобы стежки не могли смещаться. При заполнении перекрываются и узелок, которым вышивальную нить прикрепляют к ячейке в начале работы. Остальной процесс ясно виден из рисунка.

Рис. 2,201 202, 203

В большинстве случаев вработка рисунчатой нити в филейный грунт производится только в одном направлении, но для получения симметричного рисунка это направление периодически изменяют, как, например, на рис. 2,201 а.

Рисунок швом «настил с оплеткой»:
При этом рисунке получают не столь плотное, как в предыдущем случае, но очень стабильное заполнение. Из рис. 2,202 видно, что протянутая в одном направлении нить при возврате оплетается. Рисунок имеет вид столбика. Отдельные столбики плохо смотрятся: больший эффект достигается при количестве столбиков не менее четырех. Также в целях лучшего зрительного воздействия оплетку всегда следует выполнять в одном и том же направлении.

Рисунок швом «пике»:
При этом способе (рис. 2,203) заполнение получается особенно стабильным и плотным. Продевая иглу через определенное количество ячеек то вперед, то назад, натягивают над этими ячейками плотный слой нити. Затем нить вплетают штопальным швом в противоположном первоначальному направлении, от чего над бридами образуются тонкие рубчики рельефно выделяющиеся в центре квадрата. Такой рисунок не должен быть слишком частым или крупным, иначе кружево выйдет тяжелым и жестким. Не следует также изменять направление рубчиков.

Рисунок гобеленовым швом:
Так называемый гобеленовый шов дает эффект, близкий к рисунку штопальным швом, но заполнение в первом случае получается более плотным и прочным. Как видно из рис 2,204, сначала производят оплетку нити, как при рисунке швом «настил с оплеткой». Оплетенные бриды пересекают квадратные ячейки по центру. Затем бриды переплетаются, нитью проложенной штопальным швом в поперечном направлении.

Рис. 2,204

Рисунок воздушным петельным:
Очень легкое, изящное заполнение дает воздушный петельный шов, показанный на рис. 2,205. он образуется подобно петельному стежку при шитье, но так как при его получении нить обводят только вокруг одной бриды, рисунок таким стежком получается легким. Воздушным петельным швом заполняют отдельные ячейки, узкие бордюры, а иногда располагают его в виде круга по центру.

Рис. 2,205

Прочие виды швов:
В отличие от перечисленных ранее швов, благодаря которым заполняются квадраты ячеек (что подчеркивает квадратную структуру сетки), с помощью швов различного вида можно оптически видоизменить эту структуру. В литературе по ручному рукоделию их часто именуют декоративными швами. Полученный с их помощью рисунок имеет повторяющийся характер, т.е. образует рапорт.

К декоративным швам относится в сущности и воздушный петельный, хотя эффект квадратной структуры сетки при нем более менее проявляется.  Для декоративных швов часто (но не всегда) употребляют нить, внешне отличающуюся от грунтовой. Выбор рисунчатой нити всецело определяется задуманных эффектом.

Часто применяется так называемый шов «цепочка. Для его получения нить обводится вокруг углов квадратных ячеек (рис 2,206), т.е. вокруг узлов. При другом варианте этого шва нитью обводится не каждый узелок ячейки, а через один, проходя по всей стороне ячейки.

Рис. 2,206

Выбрав направление нити, можно получить отдельный симметричный рисунок, например решетку (рис. 2,207). Вплетая нить по диагонали клеток сначала в одном, а потом в противоположном направлении с обводом вокруг узелков, образуют шов «восьмерка». Если же изменить направление прокладывания (не по вертикали, а по горизонтали), получим рисунок в виде сот. Наискосок через две вертикальные клетки с обводом вокруг узла вниз и вверх, а затем в обратном направлении пропускается нить при зиг-загообразном шве (рис. 2,208).

Рис. 2,207. 2,208
  

Ранее упомянутые швы «цепочка» и  «восьмерка» с диагональным прокладыванием нити имеют множество вариантов. Два из них приведены на рис. 2,209 и 2,210. На рисунках показан порядок выполнения этих швов.

Рис. 2,209. 2,210
 

Паучок и рубчик:
Очень распространенный элемент, обогащающий рисунок по филейной сетке, — «паучок». Его получают или оплетая нитью скрещенные бриды способом штопки, или обвивая их так называемым рубчиком. На рис. 2,211 а, показано непрерывное образование двух рядов рисунка «паучок» штопальным швом, на рис 2,211 б, получение паучка спиральное. Все виды рисунка «паучок»  вырабатывают от центра к периферии.

Рис. 2,211

Другой тип «паучка» на месте скрещивания прокрученных нитью диагональных брид приводится на рис 2,212 а. Слева показано начало работы, причем видно, что нить попеременно проходит то надо, то под поперечно расположенными бридами. Если хотят выработать рисунок «паучок рубчиком» (рис. 2,212 б), то через каждую бриду делают стежок назад, проводят иглу под местом скрещивания нитей и выводят ее вверх и вперед под вторую бриду. Каждая брида при этом обвивается и возникает рубчатый «паучок».

Рис. 2,212 2,213
 

на рис. 2,213 показаны еще варианты получения рисунка «паучок».

Также по способу рубчик получены ромбики на рис. 2,214 (а-лицевая сторона, б-изнаночная). Эти и подобные эффекты выполняются, в сущности, по технологии шитья иглой.

Другие варианты рисунков:
Рубчиком и штопальным швом в обвивкой и оплеткой брид филейной сетки и дополнительных диагональных брид получают рисунки и фигурки различной формы. Иногда это листики, подковки, спиральки, треугольники, как на рис. 2,213 в и 2,214б. Порядок их выработки виден из рисунков. Сходным способом можно получить петльки в виде «восьмерки». Большой выбор форм позволяет получить разнообразный изящный узор по филейному грунту.

Рис. 2,214

Рисунок на основе дополнительно протянутых нитей:
Если хотят получить рисунок сложной формы на относительно большой площади, опоры в виде ячейки филейной сетки может оказаться недостаточно. Тогда в начале рисунка к углу ячейки привязывают рисунчатую нить и протягивают ее в нужном направлении через любое число клеток. Чтобы нить была хорошо натянута на всем своем протяжении и при этом не деформировала сетку, приходится ее подвязывать и натягивать несколько раз, что тоже отличает этот способ от технологии вышивания. Примеры узоров полученных на основе дополнительно протянутой нити, даны на рис. 2,211 б (спираль), 2,215 и 2,216.

Рис. 2,215. 2,216
 

Стабильной формы спираль возникает при обматывании или оплетке в обратном направлении тройной, дополнительно протянутой нити. Звездочка на рис. 2,216 а, состоит из одинарной, на рис. 2,216 б — из тройной, дополнительно натянутой нити, причем в центре нити оплетаются несколько раз. Посредством оплетки дополнительно протянутой нити получен и стебель веточки на рис 2,215.

Работа петельными стежками:
Применение петельного стежка при заполнении филейной сетки делает этот способ технологически близким к шитью иглой. Петельным швом обрабатывают также край изделий. Чисто декоративное назначение он имеет при выработке узоров с рыхлой структурой, подобных изображенному на рис. 2,212в. Такой рисунок петельными стежками получается выпуклым и имеет характер аппликации.

Полученная по этому способу розетка в несколько увеличенном виде показана на рис. 2,217б, работу начинают, прокладывая несколько петельных стежков над бридой сетки. Можно, конечно, взять за основу дополнительно натянутую нить. Последующие стежки проходят уже не через структуру сетки, а через ранее проложенные стежки, отчего рисунок приобретает выпуклость. Только первый и последний стежок в каждом ряду при выработке лепестка снова захватывает бриду сетки.

Рис. 2,17

Так как при округлой форме последующие ряды состоят из большего количества стежков, приходится в некоторые стежки предыдущего ряда врабатывать по два стежка следующего ряда. иногда фигурку заполняют плотным швом, а поверх него прокладывают петельный. Дужки по краю иногда с перевитыми петлями, для чего нить несколько раз обводят вокруг иглы (см. рис. 2,214в), также получают с помощью петельного стежка.

Вработка толстой нити:
Интересный эффект можно получить, врабатывая в край рисунка толстую нить или даже шнур. На рис. 2,218 показано как подобный шнур используется для окантования узора, выполненного рыхлым полотняным швом. Шнур можно вработать и как самостоятельный элемент, особенно если его дополнительно оплести.

Рис. 2,218

ОБРАЗЦЫ РИСУНКОВ.
Как в промышленном так и в индивидуальном производстве широко используют образцы рисунков, которые часто имеют вид так называемых патронок. Патронка, – это лист бумаги в клеточку, на котором символически обозначены элементы заполнения и линии прокладывания шнура. Рисунок дается в уменьшении или в натуральную величину. Опытная мастерица в состоянии сама изготовлять подобные патронки. Классические образцы рисунков для филейного кружева оставлены нам художниками прошлых времен. В промышленности созданием рисунков занимаются специалисты с соответствующей подготовкой. Для обработки края филейного изделия существует несколько способов. Самый обычный показан на рис. 2,218 – это край, обметанный петельным швом. Многое зависит от того, должен ли край быть ровным или его хотят отделать зубчиками и фестончиками.

Например зубчики хорошо смотрятся на небольших круглых салфетках.

Прекрасные образцы филейных скатертей и дорожек даны на рис. 2,219-2,221.

Рис. 2,219

Готовое изделие аппретируют обычно подкрахмаливают и сушат в растянутом виде, а иногда утюжат.

[line] [posts2 qty=»8″ cat=»88″ orderby=»rand» transition=»pth» autoplay=»4″ titletag=»strong» w=»400″ date=»no» excerpt=»yes»]

Про Лиза Прасс

Привет! Я, основатель сайта. Пишу заметки и делаю уроки. Веду курсы по работе в программах и консультирую по выбору оборудования. Whatsapp: +79164645416 Viber: +79164645416

Проверьте также

Сквозное шитье. Ришелье. Прорезная гладь

Сквозное шитье: Прорезная гладь. Ришелье

Автор: Лиза ПРАСС Среди техник машинной вышивки важное место занимает «Сквозное Шитье», которому на нашем …

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.