Домой / Разное / Art-Дизайн / Вышивка в Восточной Швейцарии XIXв.

Вышивка в Восточной Швейцарии XIXв.

машинная вышивка прошлогоОригинальный текст статьи:
http://annastextile.ch
Перевод: Лиза Прасс

Вспомните статью «Вышивка на почтовых марках», где идет упоминание о небольшой стране Швейцарии и ее маленьком городке Сент-Галлене, в коем впервые, на выставке, была представлена вышитая почтовая марка. Данная статья продолжает рассказ о городке Сент Галлен…

В 18 веке производство ниток и текстильной продукции играло важную роль в Сент-Галене, маленьком городке, в восточной Швейцарии. В 19 веке их значение приобрело огромное значение благодаря обработке хлопка, производству муслина и работе вышивальщиц. А со второй половины столетия текстильное производство двинулось семимильными шагами благодаря первому появлению вышивальных машин…

НЕМНОГО О РУЧНОЙ ВЫШИВКЕ
В 18 веке в ручной вышивке стали применять хлопок. Первый документ заказа на производство ручной вышивки датируется 1753 годом. Другой документ 1773 года свидетельствует о 6000 вышивальщиц работавших в восточной Швейцарии в этой области. А в 1790 году местный историк Вартман (H.Wartmann) указывает на существование целого отряда вышивальщиц 30 000 — 40 000 человек! Правда, полагается, что это огромное число включало в себя всех рабочих занятых в текстильной области.

tas205Не смотря на огромный спрос, и большие партии, производимых в то время, рюшей и манжет, в собраниях музеев храниться ничтожно малое кол-во образцов этого прекрасного вида рукоделия, датируемых 18 веком. Вышивки тех времен были, как правило, декорированы тамбурной строчкой и мережкой. С первой половины 19-ого века, так же, практически, не сохранилось вышивок датируемых этим периодом.. Вероятно, это связано с тем, что французские компании посылали материал с заранее намеченным рисунком который должен быть вышит. Из всего сказанного можно сделать вывод, что в Сент Галлене, в этот период, правил французский стиль и работа производилась массово и на экспорт.

В Санкт Галленском Текстильном музее сохранилось несколько книг с образцами дизайнов. Некоторые из них датируются между 1860-1865 годами. С наступлением периода мировых выставок документы становятся более многочисленными. Сент Галлинский Текстильный Музей владеет скатертью которая была сделана для лондонской текстильной выставки 1851 года. Музей так же владеет некоторой коллекцией носовых платков, воротников и отворотов, датируемых 1850-1900 годами. Эти произведения искусства являются яркими представителями ручной вышивки.

Несколько лет назад была обнаружена коллекция из 170 дизайнов для ручной вышивки. Имя дизайнера, Вилли Коха (Willi Koch), написано на одном из образцов. С помощью архивов было найдено, что Вилли Кох работал в вышивальном бизнесе в Сент-Галлина, но посокольку бизнес был не удачен, он закрылся в 1861 году. Тем не менее, его дизайны, являются лучшими, представителями тех времен.

Любые дальнейшие исследования испытывают затруднения, потому, что ручную вышивку  все больше и больше вытесняет машинная. Ручная вышивка оттесняется в горную часть Щвейцарии, Аппенцель (Appenzel)l, где она, как часть индустрии, сохранилась и до наших дней.

me001
Пантограф

ТИПЫ ВЫШИВАЛЬНЫХ МАШИН
Основанием для механизации ручного труда послужило изобретение так называемой «ручной машины», две из которых были проданы в 1829 году их изобретателем Йосуа Хейлманом (Josua Heilmann) из Милузы (Mulhausen) торговцу текстилем Сент-Галлена, Францу Манге (Franz Mange). Эти ткацкие шедевры полностью управлялись в ручную и были не совсем подходящими для крупномасштабного производства, в силу того, что по крайней мере два человека были необходимы для выполнения операций на сём агрегате. Кроме того, конечный продукт, нежная вышивка, был груб и времени на создание шедевров от «ручной машины» требовалось достаточно много.

В последствии этот тип вышивальных машин был улучшен предпринимателями и механиками Сент-Галена. Изменен был пантограф (прибор для снятия чертежей и рисунков в другом масштабе) и были введены более короткие тонкие иглы, которые разрешали использование деликатного материала и вязанного трикотажа. Машиной теперь мог управлять один человек и благодаря расширению машины вначале до 2.70м, затем до 3,60м, а в последствии до 4,50метрам — число производимых вышивок возросло.

МАШИНА SHIFFLY
me002Была придумана швейцарцем Исаком Грёбли ( Isaak Groebli) из Утцвиля (Uzwil). Подобно своим собратьям «ручным машинам», Shiffli были много игольными. Первые машины работали с той же скоростью, что и вышивальщик, преимуществом было то, что они могли одновременно вышивать 100-200 дизайнов. В общем эти машины брали не скоростью, а количеством одновременно производимых вышивок. Так же как и швейная машина этот агрегат работал с двумя нитками. С 1906 года стало возможным комбинировать машину Shiffli c Жаккардовой (Jacquard). С этого времени началось развитие и массовое производство этих замечательных машин.

Машина Chinestitch
Машина Chinestitch

МАШИНА CHINESTITCH
Была изобретена парижанином Антонио Бонна (Antoine Bonnaz) и продана в 1867 году фирме Эмиля Корнеля (Emile Cornély) из Сент Галлена. До сих пор эти машины зовуться Машина Корнеля (Cornély machine). Эта машина сделала возможным использование тамбурной строчки благодаря тому, что игла представляла из себя крючок. Машина работала одной нитью.

МАШИНА LORRAINE
Эта машина работала подобно швейной используя две нити. На ней было возможным выполнять гладьевые стежки и ажурные.  Вышивки которые делались на машинах типа Shiffli и Lorriane легко могут быть идентифицированы, как машинные работы, в силу того, что на них видна вторая нитка. Работы выполненные на ручной машине и машине Chinestitch трудно распознать, по той причине, что они работали с одной нитью. Здесь нужны знания и практика. Основным признаком является постоянство их работы. Дело в том, что машина работает гораздо ровнее чем вышивальщик и стежки которые она кладет более алгоритмизированы. Вышивальщик кладет стежки исходя из своих соображений, а машинные стежки ложатся согласно заданной программе.

me004
Sol Lace

ТИПЫ МАШИННОЙ ВЫШИВКИ
В то время, в Сент Галлене, машинная вышивка делилась на несколько типов.
Entredeux (вставки) – этот тип представлял собой кружевную вышивку расположенную между двух деталей тканой основы
Galons (галлоны, нашивки) – вышитые мотивы, которые присоединялись к материалу, как декоративный элемент.
Allover – некий дизайн который повторяется и равномерно разбросан по материалу
Motifs – изолированные элементы такие как цветы, животные, просто геометрические фигур
Lace (кружева) – В восточной Швейцарии, в то время, машинные кружева так же производились на вышивальных машинах. Специальные приспособления делали прорези в материалах и затем, делалась вышивка. Очень важным моментом  для производства вышивок этого типа стало изобретение в 1883 году  коррозийной техники.   По мне это положило начало дальнейшему изобретению растворимых стабилизаторов.

Гладь. Машина Lorraine
Гладь. Машина Lorraine

Происходило это так: вначале образец вышивался на основном материале, который состоял из животных волокон, таких как шерсть, или шелк, вышивальная нитка была, в свою очередь, растительным волокном — хлопком или льном. Последующая химическая обработка полностью растворяла стабилизирующий материал, оставляя вышитую часть не тронутой.  В последствии, был разработан метод который позволял растворять стабилизирующий материал простым полоскания в воде.
Растворяющая техника была очень подходящей для имитации различных типов кружев. Это привело к тому, что на машинах стали воспроизводить Венецианские кружева (Venetian lace), причем они были такого качества, что даже эксперты не могли отличить машинную вышивку от ручной работы. Особенно популярными стали Филейные кружева (Filet lace) и Ирландские (Irish Crochet Lace) — ирландские кружева, имитацию этой техники исполнения можно увидеть сейчас в современных вышивальных программах (Irish Stitch).
На вышивальных машинах, с помощью коррозийной техники, так же, воспроизводилсь и другие техники исполнения кружев, такие как, Sol Lace (Парагвай), Macramé и Manila lace (Филлипины).

Сложные формы вышивки, такие как, например, воротники,  разделялись на отдельные элементы и последовательно вышивались на машинах. Затем сшивались и после этого отправлялись в коррозийный цех на растворение основы.

Ключевыми в развитии машинной вышивки были два момента. Первый, это появление в Сент Галлене первой швейной машины, которая упростила производство Entredeux и Bandes. Вторым моментом явился приезд в  Сент Галлен американского закупочного агента Хамеля (Mr.Hamel). С ним вообще всё забавно, он не просто открыл Америке маленькую часть Швейцарии, пожелав наживиться, он решил скрыть место производства кружев и отправил закупленную вышивку в США через Гамбург, назвав кружева Гамбургскими.

ШКОЛА ДИЗАЙНА В СЕНТ-ГАЛЕНЕ
me010В этом маленьком городе восточной Швейцарии не было высшего учебного заведения, поэтому рисование и дизайн преподавались в художественном колледже который был основан в 1867 году. Первый директор ушел в отставку в 1883 по причинам здоровья и на его место пришел Фридрих Фишбах (Friedrich Fischbach) из Ханау (Hanau) Германия, пожелавший переехать в Сент Гален. Он обучался орнаменталистики начиная с 1870 года и редактировал журнал орнаментов для текстиля. Фишбах продал свою коллекцию исторических материалов музею и развил историческую орнаменталистику как предмет. В Сент Галлине он расширил уже существующую школу дизайна в школу дизайна для промышленности и вместе с библиотекой и музеем, в 1886 году она образовала единый комплекс. После его деятельности в течении пяти лет его контракт не был продлен и закончив работу он покинул город.

В 1883 году, в связи с расширением института, обычные курсы рисования орнамента были дополнены Дилетантскими классами (курсы повышения квалификации). Идеей было создать место обучения “женской работе”. Студенты приходили в швейные классы для расширить свои знания.

Хелен Вайдмюллер (Helene Weidenmüller 1850-1938) из Касселя (Kassel) прибыла в Сент Галлен в 1883 году и до 1891 года, она преподавала рисование, живопись и швейное дело. Ежегодные отчеты школы и музей рассказывают, что она путешествовала в Вену и Зальцбург для того, чтобы изучить и скопировать вышивальные образцы этих городов для дальнейшего обучения студентов этой технике исполнения.

В мае 1888года Иоган Штауфахер (Johannes Stauffacher 1850-18-916) начал обучать студентов в этой школе и с его приходом в декорациях стал доминировать натурализм. В прошлом он был студентом школы дизайна и продолжил свое обучение в Париже, где стал хорошо известным дизайнером. Он считал, что изучение флористики это высочайшая форма искусства. И в Сент Галлине он быстро приобрел репутацию художника-флориста. Однако имели место некоторые кривотолки, по поводу того, что Фишбах  концентрировался на орнаментах, не уделяя должного внимания орнаменталистики, а так исторически сложилось, что школа была ориентирована именно на этот вид дизайнов. В тоже время Штауфахера очень часто возникало непонимание с директорами фабрик в области искусства. Однако лишь в 1904 году он покинул свое место, в связи с этими разногласиями.

Начиная с января 1892 года, преподавать орнаменталистику в Сент Галлине, будет Эмиль Хансен, из северной Германии. Он увидел объявление о вакансии в музее Искусств и Ремесел (Art and Craft museum) в Берлине. В  результате  проведенного конкурса его книга набросков с орнаментами была выбрана лучшей. Хочется отметить, что конкурс был не из маленьких, на это место претендовали 34 кандидата!
В течении первых трех лет, он полностью сконцентрировался на преподавании. В последствии он встретил Георга Хирта (Georg Hirt), который редактировал в то время журнал “Молодежь” В результате с 1896 года, Хансен рисует орнаменты, для оформления этого журнала. Понемногу, его  стиль менялся от классики в сторону современного искусства, чем были недовольны Сент Галлинские декораторы и фабриканты. В 1897 году Хансен публикует  свои открытки с видом гор, тиражом 100’000 экземпляров, продав их за 10 дней и решив все свои материальные проблемы, он пишет из Мюнхена, что не сможет продолжить образование студентов в январе 1998года.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Франц Ритмайер (Franz E. Rittmeyer) в 1840 году  основал первую фабрику в Сент Галене. «Гараж» которой состоял из 12 машин. Предприятия большего размера строились за пределами города. В частности, тот же Риттмайер, открыл в Бруггене (Bruggen) фабрику с «гаражом» в 100 машин.
Семья Икли (The Iklé family), стала важной для Сент Галенской текстильной индустрии и для Текстильного института.

Леопольд Икли родился в 1883 году в Гамбурге, Германия, где его отец занимался торговлей текстилем. Его фирма получала заказы из Денмарка, Швеции и России. В 19 лет Леопольд отправляется в Швейцарию и  Сент Галлен дал ему вид на жительство.  Здесь он начал разворачивать вышивальный бизнес. В начале 1879 года его брат, Адольф Икле, также вливается в бизнес. В это же время, их третий брат Эрнест оседает в Париже (1871), а в 1885 Якоб Икле, четвертый брат из рода Икле, открывает филиал  в Лондоне. Связь семейного бизнеса Леопольда с основными крупными столицами была не маловажна для Сент Галена.
Леопольд Икле, деловой человек, все более и более заинтересовывался вышивкой. Особенно его привлекали кружева. Изначально он их собирал, как образцы для производства, в последствии, вышивка влекала его не только, как прибыльный бизнес. Он стал собирать образцы кружевной вышивки и приблизительно в 1900 году  передал значительную часть своего собрания Сент Галленскому Текстильному музею. Эти дары стали важной вехой в истории развития современной музейной коллекции.

Обсудить статью

[posts2 qty=»8″ cat=»88″ orderby=»rand» transition=»pth» autoplay=»4″ titletag=»strong» w=»400″ date=»no» excerpt=»yes» sc_id=»sc1″]

Про Лиза Прасс

Привет! Я, основатель сайта. Пишу заметки и делаю уроки. Веду курсы по работе в программах и консультирую по выбору оборудования. Whatsapp: +79164645416 Viber: +359894503197

Проверьте также

Джозеф Мэллорд (Joseph Mallard): Вышитая хроника

Автор: Людмила ЗАЦЕЛЯПИНА Джозеф «Солнечный свет Джо» Мэллорд (Joseph «Sunshine Joe» Mallard) по праву считается …

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.