Эрин Эндикот (Erin Endicott) дизайнер вышивки, получивший в 2012 году стипендию Государственного совета искусства города Нью-Джерси (New Jersey State Council Arts Fellowship). Она изучала мастерство дизайна в Шотландии, после чего переехала в Филадельфию, где продолжила свое обучение. Созданная художницей собственная марка мягкой скульптуры, посредством вышивки на найденных материалах, дает вторую жизнь антикварным тканям.
Текстильное искусство, вдохновленное самой природой
Эрин родилась дизайнером. С раннего детства она была уверена в намерении посвятить себя искусству. В возрасте пяти лет бабушка-художница направила ее в частный класс изобразительного искусства с местными живописцами. Маленькая пейзажист могла часы проводить за рисованием окружающей ее природы. Время, свободное от художественной школы, она проводила в швейной мастерской матери, наблюдая за тем, как та шьет одежду для нее и сестры. Беря уроки у мамы, начинающая мастерица шила наряды для своих плюшевых животных (она никогда не играла с куклами!).
Самое раннее и до сих пор самое глубокое влияние на будущего текстильного художника оказала природа. Она выросла в лесу, в непосредственной близости от воды. Ее всегда вдохновляли раскидистые корни растений, обширность неба, бескрайность полей и лугов.
Отношения с тканью начались задолго до того, как Эрин узнала термин «текстильное искусство». В колледж Эндикот поступила с намерением освоить специальность ботанического иллюстратора, но увидев однажды слад-шоу из отдела текстильного дизайна, нашла свое истинное призвание. За свою творческую карьеру художница успела поработать во многих сферах: живопись, ткачество, энкаустика.
Рисование с резьбой
В настоящее время Эрин работает с вышивкой на антикварных тканях и материалах. Она не использует какие-то конкретные методы. В постановке очередного «знака» ее направляет интуиция и чутье художника. Свои работы дизайнер скорее относит к «рисункам с резьбой», чем к какой бы то ни было другой области. Встречая вопросы о методах и стилях своих работ, текстильный художник может точно сказать только одно – она не придерживается формальных границ, ее рука следует за велением сердца.
За неимением лучшего описания, ее работы можно назвать «современная вышивка». Но на самом деле сама Эрин никогда не беспокоиться по поводу разделения между изобразительным искусством и ремеслом. Художница просто декорирует вторичный материал, давая ему новую жизнь. Последние годы она работает только с ручной вышивкой. Изначально ее работы смешивали с изобразительным искусством галеристов, потому что это была комбинация текстильного и неструктурированного материалов. Но глядя на работы Эндикот, их невозможно выделить в отдельный класс, определив конкретное место в мире современного искусства.
Уединение – лучшая рабочая атмосфера
Эрин часами сидит в одиночестве. Шитье и вышивка своеобразная медитация для нее. Иногда в процессе работы она проговаривает свою собственную мантру «каждый стежок – молитва за исцеление». Работая под влиянием интуиции, дизайнер изначально создает своего рода карту с помощью чернил из грецкого ореха. В итоге получает расплывчатый контур-руководство о том, где расставить нужные вышитые акценты. Художница никогда не планирует свои работы, даже преступая к воплощению фантазии, она не может знать, что именно получится в конце.
Работает дизайнер в яркой, хорошо освященной солнечным светом студии. Она любит окружать себя красивыми вещами, которые имею историю. В студии стоит радио, настроенное на волну Би-Би-Шотландия. Но художница никогда не слушает музыку в процессе работы, так как она оказывает влияние на ее настроение и отдаляет от сосредоточенности на процессе создание очередной картины.
Большим источником вдохновения стали старые фотографии. Эрин много думала о семейных историях и «потерянных» рассказах и о том, как она может создать одежды, чтобы восполнить эту потерю и смысл истории. Так же дизайнера всегда вдохновляют работы художников прерафаэлитов. Увидев впервые образ Милле «Офелия» (Millais’ «Ophelia») она потеряла дар речи. И по сей день, эта работа является любимым произведением искусства мастера.
Лечение души искусством
Сейчас Эрин стоит на пороге новой коллекции «Исцеление сутры» (Healing Sutras). Это волнительный и важный шаг в ее карьере. В дословном переводе с древнего санскритского языка слово «сутра» означает нить или линию, которая держит все вместе. Идея создания этой серии картин выросла из многолетней работы по изучению психологических травм, их происхождения и значения в жизни в основном основанной на личном опыте. Особенно сильно заинтересовала дизайнера концепция наследования психологических проблем, конкретных моделей поведения и реакции на определенные ситуации. Она убеждена, что человек при рождении уже имеет определенный набор психологических тактик поведения. По мере взросления этот ком отрицательной энергии, подобно жемчужине, разрастается, и в конечном итоге в наших физических телах собирается плотная область негативной энергетики. И если все эти темные области собрать и выставить на свет, делая их видимыми, то можно исцелиться от этих душевных ран. У всех разные пути освящения: кто-то рассказывает о своих трудностях, кто-то пишет, а Эрика решила придать им очертания с помощью вышивки.
Все исцеленные сутры в семье Эрин сосредоточены в старых тканях, которые передавались из поколения в поколение. История художницы буквально вплетена в эти одежды. Начальные следы от «ран» создаются путем окрашивания ткани чернилами из грецкого ореха. Дизайнер любит использовать этот природный краситель для тонких цветовых вариаций и получения теплых тонов. Эти чернила не контролируются Эрикой, они приобретают собственную жизнь на ткани. Окрашивание один из самых волшебных моментов процесса работы. Дизайнер любит наблюдать за тем, как «рана» буквально растет и обретает форму. Внести в свою работу процесс вольного окрашивания было довольно трудно для Эрин. Так или иначе, процесс вышивания завит только от нее, она всегда может его контролировать. А при работе с чернилами невозможно направить этот процесс в то русло, которое ей представляется. Ограничить форму окрашенной зоны и тон чернильных пятен – максимум подвластный художнице.
После этого Эрин переходит к этапу вышивки, который воспринимается, как настоящее исцеление. Рисунок всегда был предметом обожания дизайнера, но работая с вышивкой природы и пейзажей, она никогда не могла в полной мере передать свои ощущения и свое видение. Сейчас полагаясь на хаотичное окрашивание материалов и придание этим пятнам-ранам точных границ и форм, художница получает именно то, что живет в ее фантазии и душе.
Современная вышивка в медитативной практике
Не так давно Эрин начала сотрудничать с мастерской под названием «Вышивка в медитативной практике» (Embroidery as a Meditative Practice). Это был невероятный и бесценный опыт. Взаимодействие идей и вдохновения доставили дизайнеру подлинное удовольствие. Отдельное наслаждение дизайнеру приносит общение со студентами во время семинаров и мастер-классов. По ее мнению каждый имеет свою точку зрения, угол обзора и свежий взгляд, что не может не вдохновлять творческого человека.
Вышитые работы текстильного дизайнера очень трудоемки, на выполнение некоторых могут уйти месяцы. По этой причине Эрин очень избирательна в местах показов и выставок. Она стремиться использовать каждую предоставленную ей возможность, но неопределенность сроков окончания работ заставляют зачастую обновлять и освежать уже выполненные картины перед выставкой. Кроме того, нередко нужно находить новый, неизведанный источник вдохновения. Для одной из своих персональных выставок художница взяла себе время с запасом, с целью посидеть немного сложа руки в ожидании инкубирования новых идей.
Сайт Эрин Эндикот (Erin Endicott)