Ирландская художница Дебби Смит (Debbie Smyth) знаменита своими невероятными крупномасштабными 2D- и 3D-текстильными чертежами. С 2009 года дизайнер работает со многими клиентами высоко профиля на национальном и международном уровнях, включая Адидас (Adidas), Гамбургский филармонический оркестр (the Hamburg Philharmonic Orchestra), Сони (Sony) и Хермес (Hermes).
Творческий путь
Ее мама всегда зарабатывала на жизнь ремонтом одежды, поэтому основы кройки, шитья, вышивки и вязания Дебби постигла с самого раннего детства. В подростковом возрасте она выделялась и самовыражалась посредством внешнего вида, декорируя одежду неординарными и яркими элементами. В юности, приоткрыв завесу мира текстиля, будущий дизайнер влюбилась в безграничные возможности этого материала.
По окончании колледжа Святого Стивенса (Colaiste Stiofain Naofa) в городе Корк (Cork), Ирландия, Смит переехала в Восточный Уэльс. Здесь она получила степень бакалавра (с отличием) в области современного текстильного искусства. В период обучения на звание магистра, дизайнер много экспериментировала с цифровой вышивкой и керамикой, изменяла технику, проверяла на прочность различный материал. Знания, получение в результате, она планировала применять для расширения границ своей фантазии и художественной деятельности.
Волшебство процесса создания картин
Первоначально идея воплощения творческого потенциала именно в ключе чертежей возникла из желания преобразовать двухмерные рисунки в трехмерные картины и оторвать нарисованные линии от страниц. Пряжа позволила Дебби рисовать в пространстве, создавая объемные плавающие линейные структуры. Кроме того, дизайнер безумно любит текстиль и хотела творить именно с его применением, но с использованием какой-то не стандартной интерпретации. Проработав с нитками некоторое время, Смит увидела в этом материале альтернативу краскам и карандашу. Такой подход к работе, позволил дизайнеру занять свою нишу в мире современного искусства.
В своих рисунках Дебби идентифицирует внутренние представления о текстильных чертежах. Эти игривые произведения современного искусства создаются путем растяжения сети нитей между точно нанесенными штифтами и булавками. Ее графика размывает границы между изобразительным и текстильным искусством, между 2D и 3D картинами, иллюстрацией и вышивкой. На первый взгляд изображение может показаться сумбурным скоплением запутанных нитей. Но если ненадолго задержаться у работы художницы, то ваше внимание будет фокусироваться на резкости линий, создавая эффективный образ.
Перед работой на белую основу наносится изображение, то есть делается некий набросок, который потом оживает и заполняется пряжей. Несмотря на всю длительность, кропотливость и сложность процесса создания текстильных чертежей, Дебби старается своими работами охватить, как можно больше чувств и эмоций зрителей, для этого она часто прибегает к помощи спонтанности и юмора.
Диапазон границ декорирования работами Смит широк: от масштабных инсталляций, выставляемых в галереях, до украшения домашнего интерьера. Ее уникальный стиль работы соответствует корпоративной среде и общественным местам, витринам и сценографии, графическому дизайну и иллюстрации. Сотрудничая с дизайнерами интерьера, архитекторами, декораторами и другими практиками, стиль и метод работы Дебби развивается и совершенствуется. В творческом взаимодействии для нее важно различие художественных взглядов партнеров. Предпочтение отдается авторам, специализирующимся в иной художественной дисциплине, и имеющим потенциал работы с масштабными картинами. Заветной мечтой остается желание выполнить какой-нибудь грандиозный по своим размерам проект. Например, украсить здание, или даже включить стиль своей работы в архитектуру города.
Смит не относится к тем текстильным художникам, которые регулярно используют этюдник. Работа с ним осталась в прошлом, став давнишним воспоминанием студенческих лет. Она всегда работала быстро, собирая много изображений вместе. А во время занятий в художественном колледже Сомерсет (Somerset Art College) нужно было удерживать в голове много новых методов, поэтому этюдник и стал неотъемлемой частью жизни студентки, такой же необходимой, как книги, обучающие материалы и конспекты лекций. В периоды жизни, загруженные работой, на создание этюдника для каждой картины просто не хватает времени. Это связано с огромным количеством проектов, над которыми, подчас одновременно, трудиться молодой дизайнер. Но у Дебби есть своя картотека, которая наполнена эскизами, рисунками, и фотографиями уже сделанных проектов. Кстати, увековечивать воплощенные в жизнь заказы или осуществленные фантазии посредством фото перед тем, как приступить к созданию следующей картины, стало своего рода традицией дизайнера. Кроме того художница хранит большое количество рисунков в цифровом формате.
Запоминающиеся и яркие проекты
Такие художники, как Майкл Рейдекер (Michael Raedecker), Томас Рашке (Thomas Raschke), Энн Уилсон (Anne Wilson), Лаура Томас (Laura Thomas), Чихару Сиота (Chiharu Shiota) и Хиллари Элис (Hilary Ellis) вдохновляют Дебби своим творчеством. Их стили выполнения работ, неортодоксальные способы применения текстиля, пряжи и художественных линий привлекают мастера нитевых чертежей. На создание многих картин Смит вдохновили воспоминания. Одним из любимых занятий художницы стали поиски событий и образов, ситуаций и мест в глубинах своей памяти, с целью принести их в жизнь, запечатлеть в своих работах, сделав бессмертными.
Самым любимым проектом стал заказ, выполненный для Гамбургского филармонического оркестра (Hamburg Philharmonic Orchestra). В основном, потому что это картина внушительного размера имеет одну сюжетную линию.
Инсталляции Дебби Смит всегда необычны, удивительны и неординарны. Здесь почти 500 грамм стальных штифтов, 2 тысяч скоб и бесчисленное количество пряжи преобразились в попытку воссоздать осязаемую карусель. Статическая картина «застряла в стене», став игривым вмешательством полным жизни, передав радость с помощью необычного использования материала. А здесь безликая швея, ставшая неким автопортретом, окружена тканью и многочисленными инструментами для работы.
Одним из самых эпических проектов для дизайнера стал заказ от общенациональных витрин «Гермес» (nationwide windows for Hermes), выполненный в 2011 году. Это был первый, и пока последний опыт в практике Дебби, когда ей пришлось прибегнуть к помощи творческой группы. Она в течение одного месяца должна была выполнить 30 работ по декорированию витрин. Но из-за большой загруженности своей творческой жизни, Смит не могла себя всецело посвятить этой работе. Поэтому самые оригинальные фрагменты она выполнила лично, после чего собрала и обучила небольшую группу дизайнеров, доверив им завершение проекта.
Главным принципом работы для Дебби неизменно остается девиз – следуй своей мечте и наслаждайся каждым днем своей творческой жизни. По мнению художницы, ее работы будут волновать сознание поклонников до тех пор, пока она сама получает удовольствие от того, что делает.
Дебби Смит часто ведет деловые переговоры о сотрудничестве, проводит обучающие семинары. Свои лекции и практические занятия она преподает в школах и университетах. Художница всегда открыта для взаимодействия и никогда не отказывается от работы не в своей области. Выходя за рамки привычного стиля, она совершенствует свои техники, придумывает новые способы реализации фантазии, учится и узнает много нового, что всегда положительно сказывает на ее дальнейшей работе.